Пятница, 19.04.2024, 16:49
Приветствую Вас, Гость

Советы логопеда

«ДЕЛЬФИНЫ»

Цели:

·         активизация и стабилизация общего тонуса,

·         устранение локальных мышечных зажимов,

·         преодоление синкинезий,

·         формирование синергических и реципрокных движений, произвольного внимания.

 

Блок I. Разминка.

·         «Яблочко по блюдечку покатилось» Вращение головой по кругу в одну и в другую стороны.

     (Покатилось, покатилось, покатилось. Стоп. Прикатилось. В другую сторону. 

     Покатилось…)

·         «Качели». Наклоны головы вперед – назад. (Кач-кач, кач-кач, кач-кач, кач).

·         «Часы». Наклоны головы вправо – влево. (Тик-так, тик-так, тик, так-так)

·         «Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль туловища. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз. На втором и третьем этапах осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч. ( Прыг, прыг, скок, скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг.)

·         «Карусели . Вращение прямых рук в плечевых суставах, одной,  второй и двух вместе. (Полетели, полетели, на головку, животик, локти и т.д. сели. Сели посидели, снова полетели).

·         «Мельница». Реципрокное вращение рук (одна рука идет по кругу вверх, другая – вниз.

·         «Ручки уронили».  Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз. (Подняли ручки. Бах – уронили).

·         «Кощей». Развести руки в стороны горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими (Показали, Кощея. Как Кощей костями трясет).

·         « Часики». Согнуть руки в локтях, ладони от себя. Вращать руками по кругу

      Каждое движение  рубленное, делается четко под слово.

       На втором и третьем этапах делается вращение в разные стороны. (Тик-так. Тик- 

            так. Стоп. В другую сторону.)

·         «Регулировщик». Поочередное вращение рук  в локтях. (Полетели, полетели. Стоп. (рука вверху) Полетели, полетели. Стоп. Вперед идти. (рука выбрасывается вперед). Полетели, полетели. Стоп в сторону идти. (рука в сторону).

·         «Щетки для автомобиля». Руки согнуть в локтях. Движение обеими руками вправо – влево (Вщ – вщ)

·         «Карусели». Вращение туловища по кругу (полетели, полетели)

·         «Качели». Наклоны туловища вперед –назад (кач-кач), вправо –влево (тик-так).

Упражнение для ног. Выполняются с опорой.

·         Стоя на одной ноге, вращение второй в бедре, затем ноги меняются. (Показали бедро, показали палку. Полетели. Полетели, на пол сели (топнуть ногой по полу).

·         Стоя на одной ноге. Раскачивание прямой ноги в бедре вперед - назад. (Показали бедро, показали палку, как-кач, стоп).

·         Стоя на одной ноге. Раскачивание прямой ноги в бедре вправо-влево. (Тик-так)

·         Аналогично делается вращение ног в коленных суставах. (Взяли за колено. Руку положить на колено. Полетели и т.д.)

·         Вращение ног в голеностопных суставах. Аналогичные упражнения. + можно делать парами, сидя на полу,  + подниматься на носочках, затем вставать на пятки, + поочередно подниматься на носки, + лежа на животе.

·         «Комочки».  Переплести пальцы обеих рук, делать вращательные движения в лучезапястных суставах. (Скатали комочек, бросим  Рите, Коле и т.д.)

Блок II. Растяжки рук.

·         «Солнышко»

      Солнышко сказало: «Мне пора взойти»         Руки тянуть вверх.

      Травка зашептала: «Мне пора расти»             Наклон вперед, руки тянуть вниз.

      Пчелки зажужжали: «Мед пора собрать»       Руки в замок за спиной, наклон вперед

                                                                                  с максимальным поднятием рук вверх,

                                                                                   голову вверх.

      Птицы загалдели: «Лететь, летать, летать!»   Взмахи руками.

·         «Пчелки». См. предыдущее упражнение.

·         Руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку

·         Прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх.

·         «Стрельба из лука».  Зажать согнутой в локте рукой , другую прямую руку. Отвести плечо назад. С силой выдернуть руку. ( В кого стреляем? Показали стрелу, показали лук. Натянули стрелу. Бабах  в кабана и т.д)

·         «Домики для поросят» Соединить пальцы домиком. Сильно надавливать друг на друга. (Строим домики для поросят. Сначала какой? Подули. Бабах, развалился!).

·         Раскрутки для туловища. Руки висят вдоль туловища.  Вращать туловищем вправо-влево. Руки болтаются. Тоже с приседанием.

·         Наклонится вперед. Руки опустить вниз. Вращать туловищем вверх – вниз, руки  внизу раскачивать вправо- влево.

 

Блок III. «Море».

 

На море плещутся волны:

 Вот одна маленькая волна, вот другая.(Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой).

А вот большие.   (Руки в замке на уровне груди рисуют в воздухе  большую волну

                    горизонтально полу).

По волнам плывут дельфины: мама и папа. (Руки согнуты в локтях, совершают

                    синхронные волнообразные движения вперед).

Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. (Руки согнуты в локтях, совершают

                     поочередные волнообразные движения вперед).

За ними плывут дельфинята. Вот такие! (Руки согнуты в локтях на уровне талии и слегка

                     прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные

                     движения).

Один нырнул, другой вынырнул. (Кисти и пальцы выполняют поочередные движения)

Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой. А навстречу дельфинам плывут змейки. Вот одна, а вот другая.   (Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии и

               прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и

               совершают волнообразные движения; затем также работают указательный и

                средний пальцы обеих рук. Далее большой палец зажимает указательный и 

                средний, а безымянный и мизинец совершают волнообразные движения).

А со дна моря всплывают медузы и осьминоги.  Сжали-разжали (Руки согнуты в локтях на

                уровне  груди, кисти сильно сжаты в кулаки. Резко разжимать кулак, расставляя

                прямые пальцы в стороны.

Показали  ножки, ножки-осьминожки. Вот какие ножки. Ножки-осминожки.(Руки согнуты

                в локтях на уровне груди, кисти  опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные

               стороны)

И все вместе танцуют и смеются. Вот так! (Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти

                 смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях)

По дну моря ползают крабы. Упражнение «Клешня краба» см. ниже.

Блок IV. Пальчиковая гимнастика.

·         «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают друг на друга. 1и2, 1и3,14,1и5., 1и5,1и4,1и3,1и2. Ведущей рукой, неведущей рукой, двумя вместе. (Здравствуй, пальчик.)

      На  втором и третьем этапах движения носят реципрокный характер. На левой руке

      здороваются 1и2 пальцы, на правой -1и5.

·         «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев на одной, на второй на двух руках одновременно.

·         «Ножницы». Раздвигать и соединять указательный и средний пальцы.

·         «Щелчки». Щелканье пальцами. На втором и третьем этапах щелчки выполняются руками попеременно.

·         «Лесенка».  Выкладывать пальцы рук друг на друга, начиная с большого. (Топ, топ)

·         «Вязание». Касаться подушечкой указательного пальца правой пуки подушечки большого пальца левой руки. Развернуть руку в лучезапястном суставе и коснуться большим пальцем правой руки указательного пальца левой и т.д.

·         «Самолет». Ладонь левой руки смотрит вниз, большой палец отвести в сторону. Положить на тыльную сторону левой ладони , ладонь правой руки с отведенным в сторону большим пальцем. Пальцы – крылья. Вращать пальцами У-у-у! Самолет летит.

·         «Клешня краба». Средний палец накладывается на указательный и зажимает его,  безымянный на средний, мизинец на безымянный. Большой соединяется со скрещенной комбинацией из пальцев, получается клешня краба.

                                                     Материал подготовила  учитель-логопед Шепарова Тятьяна Ивановна