Четверг, 09.05.2024, 03:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Страничка психолога

Кризис трёхлетнего возраста

Кризис трёхлетнего возраста – это период отделения ребёнка от взрослого, период становления личности ребёнка. Трудное время для родителей. Но от того как они поведут себя во многом будет зависеть каким вырастет их ребёнок: активным или пассивным, робким или самостоятельным, настойчивым и независимым или неуверенным в себе. По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.

Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка. В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

Для поведения ребёнка в этот период характерно:

1. Негативизм. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но не следует путать негативизм с непослушанием.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требование и хочет, чтобы с ней считались.

3. Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Здесь речь идет о самостоятельности в собственных намерениях, замыслах.

4. Строптивость – это протест против порядков, которые существуют дома.

5. Протест – бурные ссоры с родителями.

6. Обесценивание роли взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когда мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости от особенностей внутрисемейного общения.

1.      Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах.

 

Особенно сильно кризис трёх лет проявляется в семьях, воспитывающих одного ребёнка. Это прежде всего кризис в отношениях между ребёнком и родителями, яростное стремление ребёнка к самостоятельности, вызванное осознанием, формированием своего "Я". Постоянные заявления"Я сам"-наиболее типичные проявления этой стадии развития ребёнка.

Что же делать родителям? Разрешить ребёнку действовать самостоятельно контролируя его. Причем контролировать нужно не столько самого малыша, сколько пространство вокруг него. Например он хочет самостоятельно осуществлять покупки – следите чтобы он взял то что необходимо, хочет накрыть на стол – пусть берёт не горячую тарелку. Подобное поведение по отношению к ребёнку позволит ему чувствовать себя уверенно.

Часто попытки малыша быть самостоятельным нервируют родителей, им гораздо проще и быстрее сделать всё самим, но если вы не позволите ему сделать это сейчас, то в будущем рискуете получить ленивого и несамостоятельного ребёнка. Пусть ребёнок делает так как умеет и не забудьте похвалить его. Насмешки и ирония абсолютно недопустимы. Но существует и другая крайность в поведении взрослых. Радуясь что малыш становится самостоятельным они предоставляют ему гораздо больше, чем ему по силам. Несмотря на стремление ребёнка к самостоятельности активное присутствие взрослых рядом с ребёнком обязательно. Не стоит также постоянно поправлять его - это вызовет либо бурный протест, либо отказ от выполнения этих действий. Наберитесь терпения, отложите попытки поправить действия малыша до того как они станут более уверенными. Только в этом случае у ребёнка сложится правильное представление о взаимоотношениях с родителями.

Ребёнку в этом возрасте самому не просто. Его стремление к независимости не отменяет желания чувствовать себя в безопасности, поэтому доброжелательное присутствие взрослого человека и привычная атмосфера необходимы ребенку для внутреннего комфорта.

Вечный вопрос. Следует поменять свое отношение к ребенку. Придется признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможность реализовать свои притязания на самостоятельность.

 Сложно? Безусловно, и хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений станет вам новое достижение – сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить, резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину...   

Категория: Страничка психолога | Добавил: Juliya (07.01.2012)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0