Главная » Статьи » Страничка психолога |
Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка
необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны
иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не
только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не
только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у
детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу
для профессионального педагога. А теперь о том, как хвалить НЕ следует: 1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение
похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и
ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не
приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как
личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание
восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из
которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху,
подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося
"гения". А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга, угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха. 3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо
всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к
дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от
старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности
необдуманной похвалы. Вообще, чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности. Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе. Принимая на вооружение рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, - необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных компонентов. Однако для того чтобы ребенок смог на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, по крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности (хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: "А я молодец!"). Дошкольное детство - время, когда позитивные оценки личности в целом педагогически оправданны.
| |
Просмотров: 676 | Рейтинг: 0.0/0 |