Советы логопеда
«ДЕЛЬФИНЫ»
Цели:
·
активизация и
стабилизация общего тонуса,
·
устранение
локальных мышечных зажимов,
·
преодоление
синкинезий,
·
формирование
синергических и реципрокных движений, произвольного внимания.
Блок I. Разминка.
·
«Яблочко
по блюдечку покатилось» Вращение головой по кругу в одну и в другую
стороны.
(Покатилось, покатилось, покатилось. Стоп.
Прикатилось. В другую сторону.
Покатилось…)
·
«Качели». Наклоны головы вперед – назад. (Кач-кач, кач-кач,
кач-кач, кач).
·
«Часы». Наклоны головы вправо – влево. (Тик-так, тик-так, тик,
так-так)
·
«Плечи
прыгают». Руки свободно висят
вдоль туловища. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз. На втором и
третьем этапах осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч. ( Прыг,
прыг, скок, скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг.)
·
«Карусели . Вращение прямых рук в плечевых суставах, одной, второй и двух вместе. (Полетели, полетели, на
головку, животик, локти и т.д. сели. Сели посидели, снова полетели).
·
«Мельница». Реципрокное вращение рук (одна рука идет по кругу
вверх, другая – вниз.
·
«Ручки
уронили». Поднять прямые руки вверх и со всей силы
обрушить их вниз. (Подняли ручки. Бах – уронили).
·
«Кощей». Развести руки в стороны горизонтально полу, согнуть их
в локтях и максимально свободно поболтать ими (Показали, Кощея. Как Кощей
костями трясет).
·
« Часики». Согнуть руки в локтях, ладони от себя. Вращать руками
по кругу
Каждое движение рубленное, делается четко под слово.
На втором и третьем этапах делается
вращение в разные стороны. (Тик-так. Тик-
так. Стоп. В другую сторону.)
·
«Регулировщик». Поочередное вращение рук в локтях. (Полетели, полетели. Стоп. (рука
вверху) Полетели, полетели. Стоп. Вперед идти. (рука выбрасывается вперед).
Полетели, полетели. Стоп в сторону идти. (рука в сторону).
·
«Щетки для
автомобиля». Руки согнуть в
локтях. Движение обеими руками вправо – влево (Вщ – вщ)
·
«Карусели». Вращение туловища по кругу (полетели, полетели)
·
«Качели». Наклоны туловища вперед –назад (кач-кач), вправо
–влево (тик-так).
Упражнение для ног.
Выполняются с опорой.
·
Стоя на одной
ноге, вращение второй в бедре, затем ноги меняются. (Показали бедро, показали
палку. Полетели. Полетели, на пол сели (топнуть ногой по полу).
·
Стоя на одной
ноге. Раскачивание прямой ноги в бедре вперед - назад. (Показали бедро,
показали палку, как-кач, стоп).
·
Стоя на одной
ноге. Раскачивание прямой ноги в бедре вправо-влево. (Тик-так)
·
Аналогично
делается вращение ног в коленных суставах. (Взяли за колено. Руку положить на
колено. Полетели и т.д.)
·
Вращение ног в
голеностопных суставах. Аналогичные упражнения. + можно делать парами, сидя на
полу, + подниматься на носочках, затем
вставать на пятки, + поочередно подниматься на носки, + лежа на животе.
·
«Комочки». Переплести
пальцы обеих рук, делать вращательные движения в лучезапястных суставах.
(Скатали комочек, бросим Рите, Коле и
т.д.)
Блок II. Растяжки
рук.
·
«Солнышко»
Солнышко сказало: «Мне пора взойти» Руки тянуть вверх.
Травка зашептала: «Мне пора расти» Наклон вперед, руки тянуть вниз.
Пчелки зажужжали: «Мед пора собрать» Руки в замок за спиной, наклон вперед
с максимальным поднятием рук вверх,
голову вверх.
Птицы загалдели: «Лететь, летать,
летать!» Взмахи руками.
·
«Пчелки». См. предыдущее упражнение.
·
Руки накрест в
замке, вывернуть их как бы наизнанку
·
Прогнуться назад и
тянуть руки в замке вверх.
·
«Стрельба из
лука». Зажать согнутой в локте рукой , другую прямую
руку. Отвести плечо назад. С силой выдернуть руку. ( В кого стреляем? Показали
стрелу, показали лук. Натянули стрелу. Бабах
в кабана и т.д)
·
«Домики для
поросят» Соединить пальцы домиком.
Сильно надавливать друг на друга. (Строим домики для поросят. Сначала какой?
Подули. Бабах, развалился!).
·
Раскрутки для
туловища. Руки висят вдоль туловища.
Вращать туловищем вправо-влево. Руки болтаются. Тоже с приседанием.
·
Наклонится вперед.
Руки опустить вниз. Вращать туловищем вверх – вниз, руки внизу раскачивать вправо- влево.
Блок III. «Море».
На море плещутся волны:
Вот одна маленькая волна, вот другая.(Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует
маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной рукой,
затем другой).
А вот большие. (Руки в замке на уровне груди рисуют в
воздухе большую волну
горизонтально полу).
По волнам плывут дельфины:
мама и папа. (Руки согнуты в локтях,
совершают
синхронные волнообразные
движения вперед).
Один нырнул, а другой
вынырнул, вот так. (Руки согнуты в
локтях, совершают
поочередные волнообразные
движения вперед).
За ними плывут дельфинята.
Вот такие! (Руки согнуты в локтях на
уровне талии и слегка
прижаты к телу. Кисти и
пальцы выполняют синхронные волнообразные
движения).
Один нырнул, другой
вынырнул. (Кисти и пальцы выполняют
поочередные движения)
Вот плывут их хвостики, вот
один плавник, вот другой. А навстречу дельфинам плывут змейки. Вот одна, а вот
другая. (Руки слегка согнуты в локтях на уровне
талии и
прижаты к телу. Кисти не сильно
сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и
совершают волнообразные движения; затем
также работают указательный и
средний пальцы обеих рук. Далее
большой палец зажимает указательный и
средний, а безымянный и мизинец
совершают волнообразные движения).
А со дна моря всплывают
медузы и осьминоги. Сжали-разжали (Руки согнуты в локтях на
уровне груди, кисти сильно сжаты в кулаки. Резко
разжимать кулак, расставляя
прямые пальцы в стороны.
Показали ножки, ножки-осьминожки. Вот какие ножки. Ножки-осминожки.(Руки согнуты
в локтях на уровне груди, кисти
опущены вниз. Поболтать пальчиками в
разные
стороны)
И все вместе танцуют и
смеются. Вот так! (Руки согнуты в
локтях на уровне груди, кисти
смотрят вверх. Вращение и повороты рук в
кистях)
По дну моря ползают крабы.
Упражнение «Клешня краба» см. ниже.
Блок IV. Пальчиковая
гимнастика.
·
«Пальчики
здороваются». Одна рука на поясе,
другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и
нажимают друг на друга. 1и2, 1и3,14,1и5., 1и5,1и4,1и3,1и2. Ведущей рукой,
неведущей рукой, двумя вместе. (Здравствуй, пальчик.)
На
втором и третьем этапах движения носят реципрокный характер. На левой
руке
здороваются 1и2 пальцы, на правой -1и5.
·
«Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев на одной,
на второй на двух руках одновременно.
·
«Ножницы». Раздвигать и соединять указательный и средний пальцы.
·
«Щелчки». Щелканье пальцами. На втором и третьем этапах щелчки
выполняются руками попеременно.
·
«Лесенка». Выкладывать
пальцы рук друг на друга, начиная с большого. (Топ, топ)
·
«Вязание». Касаться подушечкой указательного пальца правой пуки
подушечки большого пальца левой руки. Развернуть руку в лучезапястном суставе и
коснуться большим пальцем правой руки указательного пальца левой и т.д.
·
«Самолет». Ладонь левой руки смотрит вниз, большой палец отвести
в сторону. Положить на тыльную сторону левой ладони , ладонь правой руки с
отведенным в сторону большим пальцем. Пальцы – крылья. Вращать пальцами У-у-у!
Самолет летит.
·
«Клешня
краба». Средний палец
накладывается на указательный и зажимает его,
безымянный на средний, мизинец на безымянный. Большой соединяется со
скрещенной комбинацией из пальцев, получается клешня краба.
Материал подготовила учитель-логопед Шепарова Тятьяна Ивановна